Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.09.2019, 03:05

МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского Георгиевск...

Меню сайта
Наш опрос
Размещена ли полная и актуальная информация о муниципальной образовательной организации, и её деятел
Всего ответов: 3
Форма входа

Методика диагностики одаренности для педагогов и родителей

    Карта интересов для младших школьников
     Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.
     При изучении направленности интересов младших школьников следует иметь в виду, что теория и практика обучения и воспитания свидетельствуют о том, что интересы у большинства детей данного возраста нечетко дифференцированы и неустойчивы. Но это не может быть причиной отказа от их изучения. Без информации о склонностях и интересах ребенка наши педагогические меры могут быть неадекватны.
     Важно, что, несмотря на отсутствие абсолютного совпадения между интересами и склонностями, с одной стороны, и способностями и одаренностью - с другой, между ними существует тесная связь. Эта связь уже на ранних этапах развития личности выражена достаточно определенно: ребенок интересуется, как правило, той наукой или сферой деятельности, в которой он наиболее успешен, за достижения в которой его часто поощряют взрослые и сверстники. Таким образом, склонности выступают как индикатор способностей и одаренности - с одной стороны, как отправная точка - с другой.
     Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.
     Инструкция для детей
     В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».
     Инструкция для родителей
     Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности.
     Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
     На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
     Лист вопросов
     Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»
     1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;
     2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;
     3) петь, музицировать;
     4) заниматься физкультурой;
     5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;
     6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;
     7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);
     8) играть с техническим конструктором;
     9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;
     10) самостоятельно рисовать;
     11) играть в спортивные, подвижные игры;
     12) руководить играми детей;
     13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;
     14) ходить в магазин за продуктами;
     15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;
     16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);
     17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;
     18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;
     19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;
     20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);
     21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;
     22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;
     23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);
     24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;
     25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;
     26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);
     27) ухаживать за домашними растениями;
     28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);
     29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;
     30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;
     31) участвовать в постановке спектаклей;
     32) заниматься спортом в секциях и кружках;
     33) помогать другим людям;
     34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;
     35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
     Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).
Дата ___________ Фамилия, имя_________________
     Обработка результатов
     Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
     • математика и техника (1-й столбик в листе ответов);
     • гуманитарная сфера (2-й столбик);
     • художественная деятельность;
     • физкультура и спорт;
     • коммуникативные интересы;
     • природа и естествознание;
     • домашние обязанности, труд по самообслуживанию.
     Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.
     Обработка результатов
     Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.
     Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.
А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета
По материалам журнала «Практика административной работы в школе», № 6, 2002
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30










Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz