Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 26.05.2019, 18:49

МБОУ СОШ № 17 им. И.Л. Козыря пос. Шаумянского Георгиевск...

Меню сайта
Наш опрос
Размещена ли полная и актуальная информация о муниципальной образовательной организации, и её деятел
Всего ответов: 3
Форма входа

Программа работы с одаренными детьми

               Цели программы:
  • систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей;
  • разработка педагогических технологий работы с ними в условиях профессиональности в школе.
           Педагогические задачи:
  • выявление учащихся, которые имеют определенные наклонности и способности, характеризующие одаренность;
  • изучение направленности способностей учащихся и уровня их развития;
  • дифференциация учащихся по темпам усвоения материалов;
  • составление разнообразных минипрограмм для обучения, воспитания и развития учащихся школы;
  • составление индивидуальных карт развития на каждого ученика, мониторинг уровня развития креативности.
           Направления деятельности:
  • формирование классов с углубленным и профильным изучением, ориентированных на высокие уровни освоения материала учебной мотивации и познавательной активности учащихся;
  • создание новых учебных планов для этих классов;
  • подбор и расстановка высококвалифицированных педагогических кадров, владеющих развивающими технологиями;
  • расширение системы дополнительного образования;
  • введения сквозных факультативных и специальных курсов;
  • индивидуализация и дифференциация в процессе обучения и воспитания.
 
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
       Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Согласно Закону РФ «Об образовании», содержание образования должно быть ориентировано на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».
       Главной задачей школы должно быть развитие школьника, причем не только развитие его мышления, а, в первую очередь, целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. Обучение должно создавать условия для того, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности. Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее переориентация на гуманистические, личностно – ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим способности в интеллектуальной, творческой деятельности.
       Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого явления. Однако в общеобразовательной школе следует исходить из принципов гуманистичности педагогики.
       Исходя из реальности сегодняшнего ,дня актуальность создания программы "Одаренные дети” обуславливаются следующими противоречиями:
  • стремлением общества выйти на качественно новый уровень экономического, политического, интеллектуального и информационного развития и невозможностью это сделать в силу несовершенства воспитательно– образовательной системы традиционной школы, в которой слабо реализуется личностно – ориентированный подход к каждому ученику, теряя возможность работать с одаренными детьми;
  • несоответствием между содержанием, формами и методами учебно– воспитательного процесса в традиционных условиях общеобразовательных школ, позволяющих работать со всеми детьми одинаково и стремление одаренных учащихся научиться работать в научной, духовной сферах, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы. Для решения этих противоречий создана программа работы с одаренными детьми.
 
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
       1. Общая характеристика творческой одаренности.
       Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса. (Г.Д.Чистякова). Решение проблемы возникает при выявлении существенных для рассматриваемой проблемной ситуации отношений между ее элементами, но не играющих такой роли в других, привычных ситуациях, создающих барьеры прошлого опыта. В связи с этим особое значение в творческом процессе приобретает образное представление ситуации, опирающееся на воображение и дающее начало интуитивным догадкам и гипотезам, не осознаваемым до определенного момента решениям. 
      2. Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М.
       Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного процесса предполагает внутреннюю мотивацию как основное условие, необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному представлению и воображению. Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает:
а) доминирующую роль познавательной мотивации,
б) исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем,
в) возможности достижения оригинальных решений,
г) возможности прогнозирования и предвосхищения,
д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки”.
              3. Возрастные особенности одаренности.
       Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких "вундеркиндов”. Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. 
             
       4. Психосоциальная чувствительность.
       1. одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
       2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
       3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
       4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
       5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
       6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
       7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.
       8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
                
       5. Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей.
       Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности. Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена.
      - Во-первых, феномен "снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом.
      - Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.).
      - В-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств. [Грязева ]
       Очень важная проблема - выявление одаренных детей.
     - Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все.
     - Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.
     - В третьих, одаренные дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих.
       В результате у одаренных детей формируется стремление не выделятъся, не выглядеть ""белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж.Брюно]. 
       Проблемы одаренных детей.
       Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
       1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
       2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
       3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
       4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
       5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
       6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
       7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
 
ИЗУЧЕНИЕ ПИХОЛОГИЧЕСКИХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
       1. Особенности развития творческого мышления подростков.
       1. Изучение творческого мышления по методике Туник Е.Е.
       2. Большинство тестов Туник Е.Е. является модификацией тестов Гилфорда и Торренса.
       3. Тесты позволяют оценить различные параметры творческого мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить взаимокорреляции между показателями отдельных факторов – беглости, гибкости и оригинальности мышления.
       4. Для оценки творческого мышления использовались показатели:
       - Беглость (легкость, продуктивность).
       - Гибкость..
       - Оригинальность.
       - Точность. 
       2. Изучение структуры интеллекта по тесту Р.Амтхауера
       Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта школьников. 
       3. Изучение личностных особенностей учащихся.
       Для более полного представления о личностных особенностях диагностируемых было решено использовать психогеометрический тест. 
       1. Краткое описание психогеометрического теста.
       Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого. 
       2. Характеристика психогеометрических типов подростков.
      Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится зигзагам. Такое мышление позволяет зигзагам строить целостные, гармоничные концепции и образы.
       3. Исследование тревожности по методике Нюттена.
       Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика "Незаконченные предложения” Нюттена. 
       4. Исследование познавательной активности одаренных детей по методике СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности). 
       5. Описание методики СОНА.
       Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели. В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем "раскладе” деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.
 
ПРОГРАММА РАБОТЫ АДМИНИСТРАЦИИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЯМИ.
       Цель работы: координация деятельности педколлектива, оказание информационной и методической поддержки, контроль за исполнением административных решений.
       1. Разработка плана мероприятий согласно данной программы.
       2. Учет одарённых детей.
       3. Создание условий для развития творческих способностей как детей, так и педагогов.
       4. Расстановка кадров с целью успешной работы с данными детьми.
       5. Обновление содержания образования с учётом изменяющихся запросов участников образовательного процесса.
       6. Контроль за исполнением административных решений.

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И УЧИТЕЛЯМИ.
       1. Программа работы практического психолога с одаренными детьми (по Матюшкину А.М.).
       Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском.
           1.1. Развитие одаренных детей в семье.
      Цель: Обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
      Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитании; регулярно представлять психологические материалы в печати, в TV и радиопрограммах.     
          1.2. Развитие одаренных детей в дошкольных учреждениях. 
       Цель: Обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.
       Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников. 
       
           1.3. Развитие одаренного ребенка в начальной школе.
       Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
      Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
       Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие 
           1.4. Развитие одаренных подростков. 
       Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
       Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации. 
      
  1.5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.
       Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. 
       Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и других учебных заведениях.
             
       2. Система семинаров для учителей "Педагогика для одаренных детей”.
       Цель семинаров: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
            2.1. Семинар №1 "Особенности работы с одаренными детьми”
       Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб. В чем смысл работы с одаренными детьми?
       При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи:
       1. способствовать развитию каждой личности;
       2. довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
       3. способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.(Ж.Брюно)
       Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
                   
      2.2. Семинар №2 "Методики работы с одаренными детьми”
       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
       Пассов (1982) предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста. 
Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.  
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе и развитии.
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
       Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству. 
       Эти принципы призваны помочь специалистам, занятым в области обучения одаренных и талантливых детей. 
      
Программы работы с одаренными детьми.

       1. Программа С.Каплан. При составлении таких программ по мнению С.Каплан (США) необходимо выдерживать следующие требования:
глобальный, основополагающий характер тем и проблем, изучаемых учащимися;
междисциплинарный подход при формулировании проблематики;
 интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;
насыщенность содержания;
направленность на развитие продуктивного, критического мышления.
       Программа С.Каплан предусматривает 2 основных метода обучения одаренных детей – дедуктивное и проблемное исследование. 
       2. Педагогика индивидуализации. Принцип индивидуализации предполагает наличие у учителей значительной компетентности, которая позволяла бы приспосабливать обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения, применение различных методов к различным группам учащихся.
Богатство хорошо организованной системы образования состоит в сопряжении индивидуализации и коллективной партикуляризации. Как отметил еще в 20-е гг. Роже Кузине, необходимость объединять учеников в разнородные группы навязывается самой жизнью в разные группы. Например, путем организации школьных средств массовой информации (газеты, радио), советы учеников, разработки проектов и т.д.
       3. "Методика полного усвоения” (по Дж. Кэрролл, Б.Блум). В основе методики полного усвоения лежат идеи , выдвинутые в 60-е годы американскими психологами Дж.Кэрроллом и Б.Блумом .Они исходили из следующих посылок .Дж.Кэрролл обратил внимание на то обстоятельство , что в традиционном учебном процессе всегда фиксированы параметры условий обучения (одинаковое учебное время, способ предъявления информации и т.д.). Единственное, что остается незафиксированным,- это…результаты обучения. Кэрролл предложил сделать фиксированным параметром именно результаты обучения .В таком случае условия будут меняться , подстраиваясь под достижение всеми учащимися заранее заданного результата .
       Этот подход был поддержан и развит Б.Блумом. Он предположил , что способности ученика определяются его темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ребенка условиях .Б.Блум изучал способности учащихся в условиях , когда время на изучение материала не ограничивается.
        Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов:
1. Вводная часть – ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения;
2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения;
3. Оценка полноты усвоения материала в целом у каждого из учащихся;
4. Разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся. 
       
1. "Свободный класс”. Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. 
       2. Модель "Три вида обогащения учебной программы” Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями. Программа ориентирована на достижение 2 основных целей:
учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес. Основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. 
       3.Модель "Таксономия целей обучения” Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей. Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план. Таксономия является эффективным инструментом для анализа влияния обучения на развитие у детей способностей к запоминанию, осмыслению и решению задач
 
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 
       Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
       1) Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
       2) Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
       3) Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.  
       4) Ребенку предоставить:
           1. Название темы.
           2. План изучения темы основные вопросы.
           3. Понятия и термины, кот
Календарь
«  Май 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031










Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz